Предвыборная кампания прошла в условиях тотального доминирования в СМИ агитации за одного кандидата

Дата: 2012.03.02
Категория: Выборы 2012

 

Предвыборная кампания прошла в условиях тотального доминирования в СМИ агитации за одного кандидата

1 марта 2012 года ассоциация «ГОЛОС» представила второе Заявление по результатам долгосрочного наблюдения хода избирательных кампаний местных выборов и выборов Президента России, назначенных на 4 марта 2012 года.

В целом, по мнению экспертов Ассоциации «ГОЛОС» отличием настоящей избирательной кампании от осени 2011 года является лишь то, что сами технологии давления на избирателей организуются более осторожно, с большей боязнью огласки и публичных скандалов.

Основная кампания ведется через центральные телеканалы и именно здесь максимально используется административный ресурс в целях косвенной агитации за В. В. Путина под видом освещения его профессиональной деятельности. При этом отказ от участия в прямых дебатах с оппонентами создает ореол особости и отстраненности от остальных участников выборов. В то же время, весь ресурс должностных привилегий премьер министра используется в полном объеме – поездки по стране, встречи с трудовыми коллективами, выступления с агитационными речами и обещаниями, публикации в СМИ и новостные сюжеты.

Комментируя ход агитационной кампании, эксперты «ГОЛОСА» отметили разрыв между медийной кампанией и ростом гражданской активности избирателей. «Возникает ощущение, что кампания идет не между главным кандидатом и другими кандидатами, а между главным кандидатом и общественностью, которая проводит митинги за честные выборы и политическую реформу. Остальные кандидаты эту кампанию символически поддерживают. Таким образом, главным оппонентом на этих выборах становится общественность, которая, в принципе, никакими кандидатами не представлена», - подчеркнул руководитель аналитического отдела «ГОЛОСа» Александр Кынев.

По поступающим из регионов данным сохраняется порочная практика неформального установления администрациям «плановых заданий» из федерального центра по явке избирателей на выборы и проценту голосов за «нужного» кандидата. Также активно поступают сигналы по фактическому принуждению к участию граждан в выборах, к получению открепительных удостоверений, организации избирательных участков прямо на предприятиях и объявлению 4 марта рабочим днем.

Руководитель отдела мониторинга выборов Ассоциации «ГОЛОС» Андрей Бузин рассказал о том, что большая часть сообщений опубликованных на сайте «Карты нарушений» связана с подготовкой к голосованию: нарушение прав членов комиссий, «мертвые души» в списках избирателей, а также передача более половины мест в составах избирательных комиссий государственным и муниципальным служащим, что противоречит закону. «Очень много сообщений связано с принуждением людей идти на митинги, организованные в поддержку одного из кандидатов. И традиционно огромное количество нарушений связано с принуждением избирателей получать открепительные удостоверения», - отметил Андрей Бузин.

Давлению и запугиванию подвергаются отдельные участники протестных акций, особенно в регионах. Осуществляется давление на независимые средства массовой информации, общественные организации, представителей оппозиции. Организована массовая истерия с обвинениями общественных организаций и оппозиции в работе на иностранные государства, что широко транслируется из федеральных СМИ на региональный уровень.

В частности, как отметил Андрей Бузин, на «Карту нарушений» поступает большое количество явно провокационных сообщений, направленных на то, чтобы впоследствии обвинить Ассоциацию «ГОЛОС» в предоставлении недостоверной информации. В результате, модераторы отсеивают около половины сообщений от пользователей

В целом, избирательная кампания в целом отмечается многочисленными акциями «черного PR» как против общественных организаций и несистемной оппозиции, так и против зарегистрированных кандидатов в Президенты. При этом в интернете и на улицах городов присутствует большое число выпускаемых гражданами в порядке личной инициативы материалов против В. Путина, партии «Единая Россия», председателя Центризбиркома РФ В.Е. Чурова и т.д. Несомненно, что это обратная стороны тотального доминирования в официальных СМИ агитации за В. Путина и контрагитации против оппозиции.

Ассоциация ГОЛОС считает, что негативные тенденции осени 2011 года плавно перетекли в избирательную кампанию Президента РФ, усугубились жестким противостоянием «сторонников» и «противников» одного из кандидатов и лишили избирательную кампанию нормальной политической дискуссии по основным проблемным вопросам страны.

Полная версия Заявления опубликована на сайте Ассоциации «ГОЛОС»: http://golos.org/asset/5549

Итоговая пресс-конференция Ассоциации «ГОЛОС» по результатам мониторинга выборов 4 марта 2012 года состоится 5 марта в 12.00 в помещении Независимого пресс-центра.